Отечественная история > 46. Экономическое развитие России в пореформенный период

46. Экономическое развитие России в пореформенный период

С середины 60-х гг. XIX в. получило бурное развитие предпринимательство. Создавались акционерные общества. Казенные предприятия передавались в частные руки. В промышленности происходил переход от принудительного труда к вольнонаемному. Быстро росла численность пролетариата. Во второй половине XIX в. в России развертывался промышленный переворот, то есть переход от мануфактуры к фабрике. Ручной труд заменялся машинным. Росла
I  производительность труда. Накопление капиталов в России имело во многом те же источники, что и в Западной Европе.
1.    Рабочий день продолжался по 14-16 часов. Широко использовался женский и детский труд, часть зарплаты изымалась через систему штрафов. Только после мощной Морозовской стачки 1885 г. в 1886 г. появился фабричный закон. Рабочие ограждались от произвольных штрафов. Создавалась фабрично-заводская инспекция. Ограничивался рабочий день. Стало формироваться трудовое право.
2.    Средняя Азия, Кавказ были поставщиками дешевого сырья и рынком сбыта для промышленной продукции. Весьма выгодными были для российской буржуазии экономические связи с Китаем, Ираном, Афганистаном.
3.    Российские предприниматели пользовались финансовым покровительством со стороны государства. Наиболее выгодным делом был винный откуп, при котором откупщик покупал у государства право на продажу спиртных напитков на определенной территории и стремился любыми средствами перекрыть свои затраты. Некоторые предприятия, банки прибегали к искусственному банкротству, и в результате краха «финансовых пирамид» того времени изымались финансовые средства у населения, у доверчивых вкладчиков.
4.    Оборот капиталов быстрее всего происходил в текстильной (хлопчатобумажные ткани) и пищевой (особенно сахарной) промышленности. Техническое перевооружение в металлургии, в машиностроении поощрялось правительством и во многом предопределялось потребностями железнодорожного строительства. Паровозы, вагоны, рельсы, различное оборудование железных дорог производились в основном в России. В 1891-1901 гг. была построена Транссибирская магистраль, протянувшаяся от Челябинска до Владивостока на 8500 км. Ведущую роль играли Московский, Петербургский, Уральский и Южный (Донецкий) промышленные районы.
5.    В стране сохранялось кустарное и ремесленное производство, которое было ближе к потребителю. По мере усиления конкуренции со стороны фабричных товаров многие ремесленники разорялись.
В последней трети XIX — начале XX в. в России быстро развивался капитализм.