Отечественная история > 93. Советская интеллигенция

93. Советская интеллигенция

Интеллигенция представляет собой социальный слой людей, для которого характерны следующие черты:
  профессиональное выполнение квалифицированного умственного труда;
 наличие для выполнения квалифицированного умственного труда среднего специального (профессионального) или высшего специального (профессионального) образования;
квалифицированный умственный труд является для лиц, принадлежащих к данному слою, главным источником дохода, средств к жизни.
После 1917 г. часть интеллигенции выступила против большевиков, участвовала в Белом движении, эмигрировала. Часть интеллигенции выступила на стороне большевиков — В. Э. Мейерхольд, В. В. Маяковский и др. Например, в Белой армии служило около 100 тыс. офицеров царской армии, а в Красной армии было не менее 75 тыс. из старого офицерского состава. Среди них, например, А. А. Брусилов и др. Большая часть интеллигенции, даже не разделяя взгляды большевиков, руководствовалась патриотическими соображениями и осталась на родине; В. И. Вернадский, И. П. Павлов, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак и др.
После 1917 г. социалистическое «перевоспитание» включало пропаганду и навязывание советской идеологии «буржуазным специалистам», стимулирующую оплату труда, а также устрашение непокорных и слишком самостоятельных. «Шахтинское дело» 1928 г. против инженерои-«вредителей» на угледобывающих предприятиях Ростовской области стало первым в длинной череде политических судебных процессов, в которых главными фигурантами были интеллигенты.
Подготовка «красных специалистов» включала специальный «классовый отбор» рабочих и крестьян, их детей для поступления в вузы, а также социалистическое воспитание всего студенчества. Вспомогательный характер имело выдвижение лиц без специального образования, но с хорошим социальным происхождением, на руководящие должности. Многие «выдвиженцы» получали необходимый диплом через систему вечерне-заочного обучения. К 1941 г. 2,4 млн граждан СССР имели дипломы о высшем или среднем специальном образовании.
В послевоенный период темпы подготовки высококвалифицированных специалистов заметно опережали процесс модернизации советской экономики. К 1985 г. число лице дипломами о высшем и среднем специальном образовании достигло 35 млн человек. По фактическая значимость интеллигентного труда заметно упала. Из-за низкой заработной платы, плохих социально-бытовых условий не по специальности работали 4 млн инженеров и техников, 3 млн педагогов; от явки на работу по государственному распределению после окончания вузов и техникумов уклонялись до 50% выпускников.