Отечественная история > 96. Диссидентское движение в СССР

96. Диссидентское движение в СССР

Хрущев использовал антисталинские настроения среди интеллигенции. По его личному указанию был опубликован рассказ А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», показывающий жизнь в сталинском лагере. Критике культа личности отдали дань многие журналисты, писатели, мемуаристы, военные. Но некоторые начали критиковать советскую, социалистическую систему. В конце 1950-х гг. появились первые диссиденты, то есть люди, не согласные с порядками, существовавшими в стране. При Брежневе для борьбы с диссидентами Ю. В. Андропов создал в КГБ специальное управление.
Диссиденты в разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Получила распространение практика судебного преследования инакомыслящих литераторов, ученых, художников. Многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы («карательная психиатрия»). Критика существующей системы рассматривалась как уголовное преступление («антисоветская агитация»). Через тюрьму прошли литераторы Ю. Даниэль и А. Синявский, в ссылке оказался академик-атомщик и правозащитник А. Сахаров, в психиатрическую больницу попал автор антисталинских воспоминаний и создатель «Союза борьбы за возрождение ленинизма» генерал П. Григоренко. Некоторые высылались за границу. Были лишены советского гражданства и оказались в эмиграции писатели Г. Владимов, В. Войнович, В. Некрасов, А. Солженицын, поэт И. Бродский, режиссеры Ю. Любимов и А. Тарковский, музыкант М. Ростропович и др. Одни оставались за границей при первой же возможности, другие становились так называемыми невыездными — государственные органы не давали разрешения на выезд за границу. Все средства массовой информации, все издательства контролировались Коммунистической партией и государством. Возможности для независимого художественного творчества были сведены к нулю. Появились «самиздат» и «тамиздат». В первом случае речь шла о нелегальном распространении некоторых запрещенных и «непроходных» произведений внутри страны. Во втором случае произведения советских авторов тайно передавались за границу, распространялись там и различными путями ввозились в СССР.
За исключением части интеллигенции абсолютное большинство населения считало, что «плетью обуха не перешибешь». В стране утверждалась атмосфера равнодушия, безысходности, социальной апатии.